Шахматные ходы для начинающих. Правила игры в шахматы для начинающих – расстановка шахмат, рокировка в шахматах. Цель игры и возможные варианты окончания партии

Правила игры в шахматы для начинающих – первое знакомство с этой увлекательной игрой. Для взрослых и детей — в картинках.

Правила игры

Шахматы, это игра с участием двух человек. Фигуры в игре, располагаются на разных сторонах доски, которая содержит 64 поля черного и белого цветов.

Доска

Правое ближнее игровое поле у каждого игрока должно быть белым. Горизонтальные ряды нумеруются цифрами от 1 до 8, вертикальные обозначаются латинскими буквами от а до h. Поэтому можно быстро записывать ходы, любой партии, состоящих из букв и цифр.


Название шахматных фигур

Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:


Первый ход в партии делают белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.

Как ходят шахматные фигуры

Пешки

Пешки имеют право ходить только вперед. Бьют фигуры соперника по диагонали и становятся на место той фигуры, которую побили. В первоначальной позиции, пешка может ходить через одну клетку, или пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.


Например, пешка стоит на позиции-e2.После первого хода, который можно делать через одну клетку, пешка оказалась на- e4.

Ладья (тура)

Ладья ходит и бьет фигуры противника вперед или в боковом направлении. Строго по горизонтали или по вертикали. На любое доступное на доске количество клеток. Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат. Ладья может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.


Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.
Так может ходить ладья.

Конь

У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, буквой «Г». Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую.


Ходы конем из начального положения.

То есть, даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение крайне плохо. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Офицер (слон)

Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток. Это, как правило, только клетки одного цвета. Потому, что это диагональ. Поэтому их называют чернопольным слоном или белопольным слоном.
Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.


Шахматный слон ходит по диагонали.

Ферзь

Королева (ферзь). Сильнейшая фигура в шахматной игре, передвигаемая на любое число полей по прямой или по диагонали во всех направлениях. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».

Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.


Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона. Ферзь может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур.

Король

Цель игры захватить короля.Поставить ему мат. Поэтому это самая весомая и значимая шахматная фигура. Король передвигается в любую сторону: прямо, в бок и по диагонали. Но, всего на один шажок.

Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.


Самой слабой, но весомой и значимой шахматной фигурой является король.

Шах

Шах – это нахождение короля под прямой атакой одной или нескольких фигур. Так как короля по правилам нельзя взять, то его хозяин должен следующим ходом уйти из-под удара.. Свои фигуры можно передвигать только для того, чтобы закрыть короля от шаха.

Пат

Патовая ситуация возникает тогда, когда король не находится под шахом, а играющий им игрок не может сделать по правилам ни одного хода (самому под шах короля ставить нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.

Мат

Наиболее частый результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую нельзя отразить. Это — мат. Игрок такого короля проигрывает партию.

Игровые моменты

  • Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью.
  • Шахматист может поставить сопернику мат.
  • Соперник может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого урона.
  • На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно.
  • На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.

Ну, а теперь попробуйте с компьютером.

Во время игры взаимодействуют 32 шахматные фигуры, но, конечно, по ходу партии их количество уменьшается. Участвуют в сражении боевые единицы нескольких типов: это главные король с ферзем, парные ладьи, кони и слоны, а также пешки. Сейчас мы разберемся, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Материал специально для новичков и для детей.

Как ходит пешка в шахматах

Первая особенность солдатиков-пешек в том, что они не могут перемещаться назад. Вторая - начиная со второго хода, пешка может ходить всего по одной клеточке за раз. А вот первый ход является исключением - игрок имеет право и поставить пешку на одну клетку вперед, и переместить ее на два. Бьет пешка на одну клеточку в диагональном направлении и в обе стороны. Вот и вторая особенность этих маленьких гордых фигурок: ходят они по одному принципу, а бьют - по другому, чем отличаются от всех остальных.

Казалось бы, что еще интересного может таить в себе пешка. Но от нее в игре может зависеть многое. Ведь дойдя до последнее горизонтали (противоположной начальной для этого игрока), эта маленькая фигурка может стать кем угодно, кроме, конечно, короля. Нужно только запомнить, что такая «подмена» считается полноценным ходом.

Есть у пешек и свои правила. Например, так называемое «взятие на проходе». Оно подразумевает, что если пешка другого игрока перешла через битое поле, то может быть беспрепятственно сбита. Однако и здесь есть своя особенность: правило действует только при следующем ходе, через ход этим преимуществом воспользоваться уже нельзя.

Как ходит конь в шахматах

Конь известен тем, что ходит по необычной траектории, которая при очерчивании напоминает букву «Г». То есть, он передвигается на два поля вперед и после этого на одно в сторону. И передвигаться так он может в любую сторону, а значит, в центре поля имеет целых 8 вариантов ходов, и два - при ходе из угла. Что интересно, только конь имеет право перескакивать через фигуры (и свои, и чужие) во время хода. Он бывает очень опасен для фигур соперника даже если как будто закрыт от них. А при бое конь становится на то место, где была сбитая фигура.

Кстати, эта особенность фигуры перешла и в разговорную речь. Фраза «Сделать ход конем» означает необычный шаг, хитрый неожиданный план.

Как ходит слон в шахматах

Слон считается сильной фигурой, он соизмерим с конем, однако имеет некоторые особенности. В каких-то ситуациях он будет сильнее, а в каких-то слабее. Как и конь, относится к «легким фигурам». Что касается передвижений слона по доске, он перемещается по диагоналям на сколько угодно клеточек.

При этом игроки располагаются каждый двумя слонами, которые перемещаются только по соответствующему цвету клеток, по белым или черным.

Как ходит ладья в шахматах

Эта фигура по тяжести сходна с ферзем, она перемещается по доске строго вертикально или горизонтально и бьет так же.

С ладьей связан один необычный шахматный прием, который называется «рокировка». Он выполняется сразу двумя фигурами. Его суть заключается в том, что король внезапно для противника меняет свое местоположение, оказываясь в более безопасном месте и под защитой других фигур. В ходе этой операции король перемещается на две клеточки в сторону ладьи, а сама ладья становится за короля. Есть несколько важных условий для выполнения такого хода:

  • рокировка доступна только тем королю и ладье, которые прежде были неподвижны;
  • на линии между этими фигурами не должно быть препятствий, поля должны быть пустыми;
  • рокировка не делается, если король под ударом;
  • то же касается полей: король, естественно, не может идти под шах, однако есть загвоздка - клеточка, которую корол «перепрыгивает» , тоже должна быть чистой от прицелов врага.

Интересно, что рокировку можно делать в обе стороны: и к ладье возле ферзя, и к ближайшей к королю.

Есть у хода и еще одно правило. Первым покинуть свое место должен король. Дело в том, что если первой пойдет ладья, второй игрок имеет полное право сказать, что ход уже завершен.

Как ходит ферзь в шахматах

Ферзь - самый сильный персонаж на шахматном поле боя, его возможности передвижения впечатляют. Он перемещается и вертикально, и горизонтально, и по диагоналям без ограничения по количеству полей.

Ферзь может использоваться как для нападения, так и для защиты, он максимально важен. Поэтому крайне важно беречь ферзя, не ставить под удар без веской причины (профессионалы иногда добиваются этим своих игровых целей) и не разменивать на менее значимую фигурку. Равноценным обменом станут ферзь, или две ладьи, или три легкие фигурки.

Как ходит король в шахматах

Это важнейшая фигура, вокруг которой и строится игра, а потому когда объявляется мат, игра завершается. Король не может ходить под бой и находиться под ним, он должен быть постоянно защищен. Его возможности в движении довольно ограничены: в любую сторону, но всего на одно поле. Когда количество фигур во время игры уменьшается, сила короля бывает соизмерима с другой легкой фигурой.

Есть несколько вариантов развития событий для короля. Первый - это шах, что означает нахождение под ударом. Фигуру надо сразу передвигать в другое место, такой ход нельзя откладывать ради других стратегических передвижений. С другой стороны, можно организовать защиту или сбить фигуру, которая объявила шах, другой фигурой или даже самим королем.

Следующая стадия - мат, завершение игры. В этом положении король уже под угрозой, то есть шахом, и ему некуда отойти, и убрать эти фигурки нет возможности. Есть и еще одна интересная ситуация, которая называется пат. Здесь король хоть и не под шахом, но передвигаться никуда не имеет возможности, так как все ближайшие клетки тоже под ударом. В такой ситуации результат игры - ничья.

За победу в партии дается 1 очко, ничья стоит 0,5 очка, а поражение, соответственно, 0.

Интересный факт. У некоторых фигур есть двойные названия. Например, в дореволюционное время слон был офицером, ладья - турой, а ферзя величали королевой. Однако опытные шахматисты практически не используют этих названий, они распространены среди любителей.

Если вы не знаете, как увлекательно провести вечер всей семьей, попробуйте сыграть в шахматы. Для того чтобы освоить эту интеллектуальную старинную игру, совсем не обязательно иметь высокий IQ. Важно изучить основные правила игры в шахматы – и при определенном старании вскоре вы сможете придумывать новые комбинации ходов не хуже опытных игроков.

Азы игры для начинающих игроков

Шахматная доска включает 64 квадрата, где белые поля чередуются с темными. Горизонтальные линии нумеруют от одного до восьми, а вертикальные ряды обозначаются латинскими буквами с a по h. Каждому полю доски присваиваются свои координаты, образованные из названия вертикальной полосы и номера горизонтальной полосы на доске, например, а7, f5 и т. д.

Перед началом партии стоит не только узнать правила игры и понять, как играть в шахматы, но и правильно разместить доску. Ее кладут так, чтобы у каждого участника с правой стороны располагалось угловое поле белого цвета. Игроков два: один управляет фигурами белого цвета, а второй – фигурами темного (черного) цвета. Все фигуры имеют собственные уникальные наименования: король, ферзь (королева), слоны (офицеры), ладьи (туры), кони и пешки. В игре участвуют один король (обозначение при записи Кр) и ферзь (Ф), два коня (К), две ладьи (Л), два слона (С) и восемь пешек (п.) с каждой стороны – всего по 16 фигур.

Правила игры в шахматы для начинающих и детей: просто о сложном

Изначально все фигуры на доску выставляют так, как показано ниже.

Все они ходят особым, свойственным только им образом:

Выполнение шаха и мата

Шах – это нападение фигур противника на короля. В этой ситуации знать правила игры очень важно, чтобы понять, как научиться играть в шахматы. Вы не сможете сделать ход другой фигурой, кроме короля, пока не уведете его из-под шаха. С помощью черного слона можно легко создать шаховую ситуацию для белого короля, как, впрочем, и наоборот: белый офицер угрожает черному королю.

На следующих рисунках шах объявлен черным фигурам, но они защищаются от него, переместив слона на с5.

Матом называется шах, который нельзя нейтрализовать. Объявленный мат считается выигрышем. Классический вариант: ферзь атакует короля, у которого нет никаких путей к отступлению. Убрать королеву с доски король также не способен, поскольку ее защищает белый король.

Мат также можно поставить с помощью ладьи: уйти из-под удара ключевой фигуре черных мешают черные пешки f7, g7 и h7.

Список литературы по обучению игре в шахматы:
  1. Левенфиш Г. Я. «Книга начинающего шахматиста» (1957).
  2. Рохлин Я. Г. «Шахматы» (1959).
  3. Подгаец О. А. «Прогулки по белым и черным полям» (2006).
  4. Волокитин А., Грабинский В. «Самоучитель для вундеркиндов» (2009).
  5. Юдович М. М. «Занимательные шахматы» (1966).
  6. Эйве М. «Учебник шахматной игры» (2003).
  7. Халас Ф. «Приключения в шахматном королевстве» (2016).
  8. Калиниченко Н. М. «Уроки шахматной тактики для юных чемпионов» (2016).
  9. Трофимова А. С. «Секреты мастерства для юных шахматистов» (2016).
  10. Чендлер М. «Шахматы для детей. Поставь папе мат!» (2015).
Также предлагем вам ознакомиться с правилами игры в и

Статьи по теме:

История появления шахмат теряется в глубине веков. Честь изобретения интеллектуальной игры готовы приписать себе сразу несколько азиатских стран. По самому распространённому мнению, наиболее похожая на современные в Индии в середине первого тысячелетия нашей эры.

В ту игру – она называлась чатуранга – играли вчетвером, а фигуры каждого из квартета игроков размещались по углам 64-клеточной доски. Постепенно видоизменялось не только название настольного состязания, но и его концепция. Если изначально игра представляла собой имитацию военного сражения, то со временем шахматы превратились в чисто интеллектуальное соревнование. Военная составляющая осталась лишь во внешнем виде фигур да в части их названий.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

В Европу шахматы попали кружным путём через Ближний Восток и Северную Африку. Завоевавшие Испанию арабы привезли их на Пиренейский полуостров в конце 1-го тысячелетия н. э. Ещё примерно через 500 лет в Европе были сформированы первые устойчивые правила шахмат, с небольшими изменениями дошедшие до наших дней.

Доска

На располагаются 64 поля – 32 чёрных и 32 белых. Правое ближнее игровое поле у каждого игрока должно быть белым. Горизонтальные ряды нумеруются цифрами от 1 до 8, вертикальные обозначаются латинскими буквами от а до h. Это позволяет свести запись даже относительно длинной шахматной партии к небольшому набору кодов, состоящих из букв и цифр.

При анализе партий и в их текстовых, кроме вертикалей и горизонталей, также применяются следующие термины:

– диагональ (косой ряд одноцветных клеток, примыкающих друг к другу углами);

– ферзевый фланг (четыре вертикали от центра доски влево);

– королевский фланг (четыре вертикали от центра доски вправо);

– центр (клетки d4, d5, e4, e5).

Начальное расположение фигур

16 фигур, которыми располагают соперники, располагаются на крайних горизонталях – 1-2 у играющего белыми, и 7-8 у партнёра, играющего чёрными фигурами. Восемь пешек, стоящих на второй горизонтали у белых и на седьмой у чёрных, как бы прикрывают строй основных фигур. За ними фигуры располагаются в такой последовательности (слева направо): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь и ладья у белых. У чёрных фигур ферзь и король как бы меняются местами, но стоят всё равно на вертикалях d и e соответственно.

Выполнение ходов

Ходы выполняются поочерёдно, причём право первого хода всегда принадлежит белым. Ход не должен заканчиваться на поле, занятом своей фигурой или пешкой. Все шахматные фигуры имеют свой диапазон ходов, от узкого у короля и пешек, до широкого у ферзя, слона или ладьи.

Фигуры

Король

Несмотря на грозное название, король является самой слабой фигурой. Диапазон его движения ограничен одной клеткой во всех направлениях. Исключение составляют рокировки, во время которых король перемещается на две клетки по начальной горизонтали. В записях партий король по-русски обозначается Кр, по-английски К.

Ферзь

Самая сильная фигура на доске. Может свободно перемещаться по вертикалям, диагоналям и горизонталям. Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. Для того, чтобы правильно поставить ферзя, которого иногда называют королевой, существует мнемоническое правило “Королева любит свой цвет”. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.

Ладья

Эта фигура может передвигаться на любое доступное на доске количество клеток, но только строго по горизонтали или по вертикали. Может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.

Конь

Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую. То есть, пребывая даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение часто фатально. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Слон

Слоны уникальны тем, что могут двигаться только по клеткам одного цвета. Эта особенность вызвана тем, что их движение совершается по диагонали. Поэтому их так и называют чернопольным и белопольным. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.

Пешка

Тихоходные и довольно бесправные пешки могут стать грозной силой. Изначально пешка может двинуться вперёд на две клетки, затем она либо ходит на одну клетку вперёд, либо, если повезёт, берёт фигуру соперника, стоящую на ближайшей по диагонали клетке слева или справа. Пешка может совершить превращение. Если игрок довёл её до крайней противоположной горизонтали, он имеет право превратить пешку в любую другую фигуру по его усмотрению. Есть ли такая фигура на доске или нет, значения не имеет. Таким образом, теоретически на доске может оказаться сразу 9 ферзей (один изначально + 8 “превращённых” пешек). В записи пешку обозначают или русской буквой п или английской р, но чаше всего просто указывают поле, на котором пешка остановилась без буквы – е4.

Рокировка

Уже упоминавшаяся рокировка является уникальным ходом. При нём перемещаются сразу две фигуры – ладья и король. При выполнении рокировки между ними не должно быть других фигур, а сами ладья и король должны находиться на начальных позициях. Рокировки бывают длинные и короткие. В обеих король перемещается на две клетки влево или вправо. Ладья же в длинной рокировке прыгает через голову короля на три клетки из угла по горизонтали, а в короткой на две. Формально же любая рокировка является ходом короля. Король не может с помощью рокировки уходить от шаха, также совершать рокировку через поле, находящееся под шахом. Рокировка наиболее полезна для создания оборонительной позиции в начале партии.

Взятие фигуры

В просторечии вместо официального термина “взятие” фигура объявляется убитой. Это происходит, когда фигура находится на траектории движения фигуры соперника и ничем не защищена. В этом случае она снимается с доски, а “убившая” её фигура занимает её место. Исключение составляют конь и пешка. Конь может взять чужую фигуру только в конечной точке своего хода. Пешка же берёт фигуру оппонента по диагонали, хотя её собственное движение строго прямолинейно. А ещё пешка может взять чужую пешку на проходе, если та будет совершать ход на две клетки через поле, находящееся под ударом. Взятие в шахматах не обязательно. И если соперник не обращается внимания на опасность для своей фигуры, стоит задуматься – не жертвует ли он ей ради далеко идущих планов.

Особые ситуации

Шах

Шах – это нахождение короля под прямой атакой одной или нескольких фигур. Так как короля по правилам нельзя взять, его владелец должен следующим ходом уйти из-под шаха. Собственные фигуры можно передвигать только для того, чтобы прикрыть короля от шаха.

Пат

Патовая ситуация возникает в том случае, если король не находится под шахом, а играющий им шахматист не может сделать по правилам ни одного хода (собственноручно короля под шах ставить, понятно, нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.

Мат

Наиболее очевидный результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую невозможно отразить. Владелец такого короля проигрывает партию.

Возможные исходы

Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью. Шахматист может поставить сопернику мат. Также оппонент может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого материального перевеса соперника. На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно. На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.

Простейшие комбинации

Существует несколько простых комбинаций, с помощью которых можно добиться материального перевеса за счёт пары остроумных ходов.

Вилка

Ход, после которого конь атакует сразу две фигуры соперника, к примеру, две ладьи или ладью и ферзя. Одна из тяжёлых фигур неминуемо будет взята. Даже в случае последующего взятия коня размен будет выгодным. На рисунке ниже белые могут вывести из-под удара одну из ладей, передвинув её на одну клетку по горизонтали. После того, как конь возьмёт вторую ладью, он, в свою очередь, также будет взят, но чёрные получат серьёзный материальный перевес.

Жертва

Приём часто применяющийся и разнообразный. Применяется как отвлекающий манёвр, для развития темпа или для того, чтобы впоследствии вернуть потери с выгодой для себя. Отдавая или неравномерно разменивая фигуру (ладью на слона или коня), игрок может улучшить свою позицию, с выгодой вернуть потери через несколько ходов и даже организовать решающую атаку.

При всём разнообразии шахмат, подсчитано, что если оценивать значимость фигур в пешках, то коня или слона можно условно приравнять к трём пешкам. Ладья оценивается вдвое дороже, ну а “ферзь” стоит девяти пешек или сразу трёх лёгких фигур. Из этих соотношений видно, что, к примеру, размер слона и пешки на ладью затевать не стоит. Хотя шахматные позиции слишком многообразны и универсального рецепта разменов нет.

Не стоит слишком увлекаться давлением на противника, даже если есть преимущество в фигурах. Стремительная атака на вашего короля может привести к мату даже при самом большом материальном перевесе.

Ферзь – сильнейшая фигура на доске, но не стоит сразу вводить его в бой в дебюте. Он сразу окажется под атакой лёгких фигур соперника, а вы будете вынуждены реагировать с развитием собственных фигур. Ферзь должен выходить на уже подготовленные для атаки позиции. В нужно стремиться выводить на простор слонов и коней.

И главное для начинающего шахматиста – внимание и концентрация. И великие чемпионы проигрывали партии из-за одного неудачного хода или недооценки хода противника. Нужно стремиться постоянно анализировать не только свои будущие ходы, но и ходы оппонента, ведь он тоже задумывает какие-то атаки или комбинации. Их недооценка, как и собственная невнимательность, может привести к проигрышу партии.

Шахматы -- это спортивная игра, признанная в 100 государствах. МОК в 1999 признал их спортивным мероприятием, а в 2018 состоялся дебют на зимних Олимпийских играх. Шахматам свойственен не только азарт, но еще мощная физическая подготовка и недюжинный интеллект соперников.

Зачем учиться шахматным партиям? Это способствует тренировке умственных способностей и ментальных умений, таких как:

  • Концентрация внимания.
  • Решение сложных проблем.
  • Критическое мышление.
  • Распознавание образов.
  • Стратегическое и тактическое планирование.
  • Пространственное воображение.
  • Логика и анализ.

Игра учит, что существует следствие после каждого действия. Что принимаемые решения, основанные на прогнозе и рассуждении, имеют благоприятные результаты, чем импульсивность и непродуманность.

Помимо получения навыков конкуренции (в шахматах вы узнаете, как атаковать и защищаться в одно и то же время), есть параллели между математикой, музыкой и шахматами.

Самостоятельное изучение шахмат с нуля

Чтобы самостоятельно научиться играть в домашних условиях, неплохо для начала разбить правила на составные части. При изучении ходов, проще использовать только одну фигуру на доске.

Лучшим способом научиться игре -- играть. Поражения -- это бесценные уроки и опыт. Вы вскоре узнаете, что каждая фигура имеет определенную ценность.

Из личного опыта многих игроков, шахматы можно легко изучить в онлайн-приложениях. Также, есть ряд онлайн-ресурсов для обучения. Всё зависит от того, какой способ предпочтительней: учиться «на ходу» или начать с азов.

Теперь рассмотрим варианты онлайн-обучения:

  • Chess-online (Chess.com). Лучшее бесплатное шахматное приложение для всех типов устройств и веб-сайт, чтобы начать изучать шахматы, играть онлайн с противниками вашего уровня. Отлично анализирует ваши игры с помощью функции машинного анализа. Этот ресурс предоставляет абсолютно все, начиная от обучения с нуля и ежедневной тренировки для мастеров. Их видео-уроки по теории открытия, тактике средней игры, стратегии шах -- и -- мата, структурам пешек, атакующей инициативы и т. д. Дают представление о том, как максимизировать вашу игру. Сайт поможет любому, кто пытается научиться основам, а также хочет совершенствовать свои способности.
  • Каналы Youtube. Достаточно напечатать в поиске Youtube необходимый запрос для обучения с нуля, как система предложит огромное множество каналов и видеоклипов. Выбирайте наиболее интересный материал и смотрите с удовольствием.
  • Специальная литература. Купите книгу, в которой представлены правила и основные положения шахмат. Я не буду рекомендовать ни одну, так как их очень много, и большинство из них замечательные. Ищите ту, где много картинок и мало текста. Большинство обучающих книг «для детей», работают и для взрослых.

Описание фигур, как они ходят


  1. Король – самая важная из всех фигур та, что с короной и крестом.
  2. У ферзя также есть корона -- это вторая высокая фигура.
  3. Слон – фигура с остроконечной шляпой.
  4. Ладью также легко запомнить, она похожа на башню замка.
  5. Коня очень легко запомнить.
  6. Пешки – их запомнить не составит труда, они самые «маленькие» и многочисленные.

Вот несколько правил, которые полезно освоить с самого начала:

  • Король должен быть всегда защищен, он двигается на одну клетку в любую сторону.
  • Ферзь – самый «универсальный солдат», который двигается по доске во всех направлениях.
  • Слоны имеют большой диапазон движения, но только строго по прямой, в перпендикулярных направлениях.
  • Ладью часто недооценивают новички. Она двигается «крест-накрест» по доске – диагонально, как «дамка» в шашках.
  • Конь хорош для продуманных, неожиданных атак, его движение всем известно – русской буквой «Г» во всех направлениях.
  • Пешки хороши в захвате фигур противника. Они ограничены в движениях – только на одну клетку вперед.

Видео урок

Различные техники игры


Основная техника игры:

  • Вы выбираете цвет фигур (белый или черный, либо другие контрастные цвета), противник берет противоположный цвет.
  • Вы по очереди делаете ходы. Белые фигуры ходят первыми.
  • Цель: Первый игрок, захвативший короля противника, выигрывает игру.

Установите правильно доску. Игра проводится на шахматной доске, состоящей из 64 квадратов -- восемь строк и восемь столбцов.

Стратегия для новичка – захватить как можно больше важных фигур противника, чтобы легче было добраться до короля. Это происходит путем перемещения фигур по квадратам, где находится половина противника. Захват фигуры производится путем изъятия ее с поля.

Вероятно, вы слышали слово «Шах» верно? Это означает, что вы (или ваш оппонент) поставили своего короля (или вашего оппонента) в положение, в котором он не может никуда двигаться, не будучи захваченным.

Теперь поговорим о пешках. Существуют некоторые исключения из правила одного шага: если пешка никогда не перемещалась раньше, она может двигаться на две клетки при первом перемещении. Кроме того, пешка не может захватить противника, который находится перед ней. Но если перед ней есть фигура противника по диагонали, она может сходить туда, чтобы ее захватить. Другое преимущество пешки: если она достигает другой стороны доски, где не может двигаться вперед, её можно поменять на любую другую фигуру (кроме короля).

Существует еще одно специальное движение под названием «рокировка». Оно касается положения короля и ладьи. Это сначала может быть непонятно для новичка, так что можете изучить ее позже, когда освоите основные правила.

Теперь задействуйте ваши фигуры! В частности, не позволяйте коням и слонам задерживаться на своих позициях, так как они полезны в начале игры.

Приведите вашего короля в безопасную область. Король в центре доски -- уязвимый король.

Управляйте центром! -- Это важная концепция для новеньких. 4 центральные квадрата важны для контроля.

Имейте в виду, что только конь может прыгать через клетки. Помните, что все фигуры могут перемещаться назад, за исключением пешек.

Вся стратегия игры заключается в том, чтобы заставить короля противника оказаться в ловушке. Неважно как вы это сделаете -- просто нужно сделать это один раз, чтобы выиграть!

Вы не можете сосредоточить все внимание на атаке, иначе можно получить ложное чувство безопасности и оставить возможность для оппонента использовать его. Есть много способов укрепить защиту – расставить свои фигуры на активные позиции (особенно хороши слоны и ладьи). Тщательно защищайте свою половину и, прежде всего, держите фигуры скоординированными. Последнее, что вам нужно, так это потерять ферзя, из-за того, что вы не смогли его защитить или сыграли поспешно.

Плохое открытие партии обычно приводит к негативным результатам. Работайте над перемещением вашего центра, чтобы уступить место слонам, и задействовать коней. Беспокойтесь о ферзе и ладьях позже. Нет ни одного универсального первого хода, хотя некоторые из них заслуживают внимания по сравнению с другими. Есть игроки, которые предпочитают оборонительные, пассивные позиции, либо агрессивные, динамичные стратегии. На первых этапах сосредоточьтесь на оборонительной, пассивной игре.

Анализируйте позиции для тактики. Гроссмейстеры обычно выигрывают от тактики. Ваша цель состоит в том, чтобы перехитрить противника и найти способы максимально задействовать ваши фигуры. Изучите основы вилок, штифтов, шампуров и других тактических концепций. Функция тактического тренера на Chess.com неоценима. Шахматы в большей степени полагаются на поиск одинаковых моделей на разных позициях. Использование этих идей значительно увеличит вашу силу.

Сколько времени займет изучение

Чтобы ускорить обучение, попробуйте следующее:

  1. Играйте в шахматы минимум 1 час ежедневно.
  2. Когда приобретете больше опыта, подключайте тактические головоломки по 30 минут, и 30 минут «живых» шахмат в день.

Само изучение займет около 1 месяца, если уделять внимание 30-60 минут игре ежедневно. Дальнейший прогресс не заставит себя ждать, так как игра всецело вас покорит!

Как учить играть в шахматы ребенка

Во многом обучение детей – более простая задача, чем взрослых. В век доступного интернета, дети легко самостоятельно могут научиться играть в шахматы. Тактика, приведенная выше, рассчитана на игроков всех возрастов.

Видео сюжет

Обучение в секциях

В различных кружках и секциях учат играть в шахматы «официально», то есть с пояснением всех шахматных терминов и названий стратегий. Предоставляют и показывают все возможные приемы и ходы. Самоучки, как правило, играют интуитивно, выстраивая собственные логические цепочки. Они не сильны в терминах, но при этом играют на весьма высоком уровне.

Знаменитые шахматисты мира и России


  • Сестры Полгар, Юдит и Сьюзен -- венгерские мастера. Младшая из сестер, Юдит (41 год), на данный момент, является сильнейшей шахматисткой планеты. Ее преимущество в том, что она участвует и выигрывает только в мужских чемпионатах. Звание мужского гроссмейстера Юдит получила в возрасте 15 лет, превзойдя достижения многих маститых чемпионов. Её старшая сестра Сьюзен сейчас развивает шахматный спорт в США, она также является мастером международного класса.
  • Антоанета Стефанова -- болгарская чемпионка мира и Европы по шахматам и быстрым шахматам 38 лет. В 2002 г. стала международным гроссмейстером.
  • Се Цзюнь -- китайская шахматистка, заслуженный тренер и чемпионка мира (47 лет). Стала чемпионкой в 10 лет, начала играть с 6.
  • Александра Костенюк -- чемпионка Европы и России. Ее девиз: «Шахматы - это здорово» и «Красота и ум неразделимы». Руководствуясь им, она продвигает шахматы, будучи моделью и «послом шахмат», стараясь зажечь интерес к этой игре во всём мире.
  • Анатолий Карпов (66 лет) и Гарри Каспаров (54 года) -- самые известные гроссмейстеры России. В данное время активно занимаются политической деятельностью. В прошлом -- неоднократные чемпионы мира, Европы и России.
  • Халифман Александр (52 года) -- трехкратный победитель Всемирной Шахматной Олимпиады. Сейчас тренирует подрастающее поколение, является автором книг по шахматной стратегии.
  • Магнус Карлсен (27 лет) -- действующий абсолютный чемпион мира из Норвегии, один из самых молодых гроссмейстеров планеты.
  • Ананд Вишванатан (47 лет) -- действующий индийский сильнейший чемпион мира по быстрым шахматам. Ананд играет очень быстро, тратит на обдумывание ходов минимальное время, даже соревнуясь с сильнейшими шахматистами мира.

Как стать профессионалом в шахматах


Вы уже изучили все правила шахмат и стоите на пути к совершенствованию? Вот что необходимо делать дальше:

  • Изучите алгебраические нотации. Это система используется шахматистами для записи партий или положения фигур на доске, чтобы читать и воссоздавать любую игру в дальнейшем.
  • Изучите ценность фигур. Не все шахматные фигуры одинаково сильны в партии. Научитесь определять их ценность и значимость в конкретной партии, тогда поймете, стоит ли ею пожертвовать.
  • Смотрите и анализируйте игры гроссмейстеров, прошлые и настоящие. Наблюдайте за профессиональной игрой между мастерами.
  • Начните с изучения игр древности начиная с 1600-х годов до начала 1900-х, их проще понять. Некоторые примеры мастеров той эпохи: Адольф Андерсен, Пол Морфи, Вильгельм Стейниц, Йоханнес Зукерерт, Эмануэль Ласкер, Хосе Рауль Капабланка, Александр Алехин.
  • Разгадывайте головоломки, которые помогут распознавать и идентифицировать тактические возможности и свои недостатки.
  • Научитесь использовать шахматный движок и искусственный интеллект для анализа. Сегодня самым полезным инструментом для игроков являются компьютеры. Для Windows и Linux популярным графическим интерфейсом является Arena. С его помощью вы сможете посмотреть игры в формате PGN, которые можно скачать с разных сайтов. Записывайте ваши игры для последующего анализа. Делайте то же самое, следя за живой игрой, осмысливайте позиции самостоятельно.
  • Следите за профессиональным шахматным миром. Знайте нынешних чемпионок и чемпионов мира, маститых и молодых игроков. Следите за мировыми турнирами.

Видео советы

Вступите в местный шахматный клуб. Играть с соперником лицом к лицу и быть частью шахматного сообщества -- это способ стать профессионалом. Сражайтесь с противниками вашего уровня и с теми, кто сильнее. Анализируйте каждую партию, запоминайте ключевые ходы в выигрышных и проигрышных партиях.

И еще несколько советов:

  • Решайте больше шахматных головоломок.
  • Эффективно и часто используйте коней.
  • Читайте книги по шахматам, биографии известных мастеров.
  • Учитесь на проигрышах.
  • Анализируйте ходы.
  • Размышляйте об игре противника.

С этого момента начинайте играть: проигрывать и снова, снова повторять. Всегда бросайте вызов себе. Обучение может занять и пару лет, но удовлетворение, которое получите, будет стоить потраченных сил.

Никогда не теряйте надежду и не пасуйте, если проиграли! Поражение -- это ступенька на пути к успеху!